Аннотация к общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности спортивной студии «Здоровейка»
Дополнительная
общеразвивающая программа физкультурно-спортивной
направленности спортивной студии «Здоровейка» (далее – Программа) –
учебно-методическая документация, составлена в соответствии с Федеральным Государственным
образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО),
обеспечивает реализацию деятельности по физическому развитию детей в рамках
спортивной студии «Здоровейка», определяет основные характеристики и
организационно-педагогические условия организации образовательного процесса для
получения воспитанниками Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 181 (Далее ДОУ) дополнительного
образования, представленного образовательной областью физическое развитие в направлении – двигательная деятельность.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя:
1. Пояснительная записка: цели и задачи Программы; принципы и подходы к ее формированию; значимые для разработки программы характеристики (индивидуальные и возрастные характеристики особенностей развития детей).
2. Планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.
направленность Программы:
Решение задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:
1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка;
3) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
4) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5) формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
6) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
7) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для достижения целей первостепенное значение имеют:
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
- уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; уважительное отношение к результатам детского творчества;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- использование в образовательной деятельности краеведческого материала в работе с детьми, осуществление деятельностного подхода к приобщению детей к культуре, природе родного края.
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольной образовательной организации и семьи, поддержка родителей в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Цель освоения дополнительной программы - реализация содержания основной программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования по физическому развитию воспитанников.
Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления.
Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.
Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности.
Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.
Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.
Задачи:
Оздоровительные задачи
1. Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья (сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни);
2. Совершенствование функций и систем организма, с помощью установки на использование правильного питания, использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и психологических и иных особенностей, применение рекомендуемого режима дня, формирование правильной осанки.
3. Всестороннее физическое развитие (формирование опорно-двигательного аппарата, формирование осанки, повышение физической и умственной работоспособности организма, закаливание).
Образовательные задачи
1. Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие:
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
2. Овладение знаниями:
- о физических упражнениях, их структуре и воздействии на организм;
- осознание своих двигательных действий;
- освоение физкультурной и пространственной терминологии (исходные положения, колонна, шеренга, вверх-вниз и др.)
- узнают названия предметов, снарядов, пособий, способы и правила пользования ими;
- формирование телесной рефлексии (понимание своего тела);
- закрепление знаний об окружающем, обогащение словарного запаса, развитие психических процессов.
Воспитательные задачи
Воспитывать:
- потребность в ежедневных физических упражнениях;
- гигиенические навыки;
- волевые качества - смелость, решительность;
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры освоения программы
· Владеет соответствующими возрасту основными движениями.
· Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
· Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
· Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
· Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры.
· Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания.
· Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.
· Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.
· Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.
· Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.
· Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах
· Может катать мяч в заданном направлении, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх и ловить; метать предметы правой и левой рукой.
· Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
· Проявляет умения самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья (здоровьесберегающая модель поведения)
· С удовольствием делает зарядку, ленивую гимнастику.
· Имеет представление о вредных и полезных продуктах.
4-5 лет
· Владеет соответствующими возрасту основными движениями.
· Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
· Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
· Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время).
· Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.
· Может ловить мяч кистями рук.
· Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
· Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
· Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.
· Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
· Проявляет умения самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья (здоровьесберегающая модель поведения)
· С удовольствием делает зарядку, ленивую гимнастику.
· Имеет представление о вредных и полезных продуктах.
5-7лет
· Владеет соответствующими возрасту основными движениями.
· Сформирована потребность в двигательной активности: проявляет положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности.
· Проявляет интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях.
· Проявляет желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.
· Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп.
· Умеет лазать по гимнастической стенке с изменением темпа.
· Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние, в вертикальную и горизонтальную цель, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте. Владеет школой мяча.
· Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.
· Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.
· Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.
· Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни. Знает о пользе утренней зарядки, физических упражнений.
· Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.
· Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.
· Имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.
· Начинает проявлять умение заботиться о своем здоровье.
· Имеет представление о вредных и полезных продуктах.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности воспитанников группы.
В содержательный раздел входит описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы: особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В содержании данного раздела комплексно представлено содержание образовательной деятельности по программе, а именно:
- Методические указания к проведению занятий
- Развитие основных видов движений (физические движения, упражнения с мячом).
Третий раздел Программы - Организационный содержит:
1. Учебный план, модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ, календарный учебный график, календарно-тематическое планирование
2. Работа с семьями воспитанников.
3. Особенности организации предметно-пространственной среды, которая представляет собой специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом