Аннотация к общеразвивающей программе социально-педагогической направленности студии развития «Грамотейка»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности студии развития «Грамотейка» дополнительного образования детей дошкольного возраста (далее Программа), определяет содержание и организацию образовательной деятельности студии развития «Грамотейка» а также является программным документом, утвержденным организацией и помогающим педагогу организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает в себя:
1. Пояснительная записка: цели и задачи Программы; принципы и подходы к ее формированию; значимые для разработки программы характеристики (индивидуальные и возрастные характеристики особенностей развития детей).
2. Планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.
Цель программы:
Создание условий для подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте и обучению чтению.
Задачи:
Обучающие:
Учить чтению поэтапно.
Формирование интереса к процессу обучения
Усвоение единиц языка : звук, слог, слово, предложение
Развитие звуковой культуры речи.
Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.
Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).
Развивающие:
Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Обогащение словарного запаса детей
Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи. Воспитывать культуру речи.
Развитие умений говорить и слушать других людей.
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемый результат:
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности воспитанников группы.
В содержательный раздел входит описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы: особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В содержании данного раздела комплексно представлено содержание образовательной деятельности по о
Подготовке детей к обучению грамоте и к обучению чтению.
Подготовка к обучению грамоте включает:
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков;
•сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
Подготовка к обучению чтению
В подготовке детей к чтению важно развивать фонематическую сторону речи. Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами). Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления. Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове.
Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и «согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки, сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям данного возраста.
Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук. Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти, замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров предметов, штриховку и т. п.
Третий раздел Программы - Организационный содержит:
1. Учебный план, модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ, календарный учебный график, календарно-тематическое планирование
2. Работа с семьями воспитанников.
3. Особенности организации предметно-пространственной среды, которая представляет собой специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом