16.11.2022
Особенности
взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Ведущие цели
взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых
условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями
воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,
повышение компетентности родителей в области воспитания.
Задачи:
1. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и способствовать
повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2.
Оказать
помощь родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и
укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных
способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3.
Обеспечить
учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в
определении:
·
специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
·
выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с
детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам
детей, а также возможностям педагогического коллектива;
·
традиций культурно-досуговой жизни ДОО.
4.
Создать условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
5.
Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для
предоставления информации о ООП-ОПДО семье и всем заинтересованным лицам,
вовлечённым в образовательную деятельность.
6.
Активизировать взаимодействие с родителями (законными представителями) по
вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи.
7.
Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей)
по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного
образования.
При организации
совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского
сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как
живет и развивается его ребенок);
- доброжелательность при сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды,
обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в
развитии и воспитании ребенка.
личностно-развивающего
и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей (родителей
(законных представителей), педагогов ДОО) и детей;
- учет
этнокультурной ситуации развития детей;
- уважение взрослых к
человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной
самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- поддержка взрослыми
положительного, доброжелательного отношения друг к другу и взаимодействия детей
друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка родителей
(законных представителей) в воспитании детей, охрана и укрепление их здоровья,
вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
- единый подход к процессу
воспитания ребёнка;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- дифференцированный подход к каждой
семье;
- равноответственность родителей и
педагогов.
Одним из важных условий реализации ООП-ОПДО является взаимодействие с
семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники
педагогического процесса.
Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких
сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе.
Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети,
воспитатели, специалисты, младшие воспитатели,
медсестра, родители.
Равноправие субъектов подразумевает:
·
открытость к взаимодействию;
·
возможность запросить, и получить информацию;
·
инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или
с целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;
·
возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и
оценке результатов совместных проектов, образовательного процесса.
Семья является важнейшим общественным
институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека,
так и для социального, экономического культурологического развития
общества.
В
современных условиях дошкольное
образовательное учреждение является единственным общественным институтом,
регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть
имеющим возможность оказывать на
неё определенное влияние.
Взаимодействие ДОО с родителями как одно из условий успешной реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования, позволит обеспечить ее эффективность,
повысить качество образования при
соблюдении следующих принципов:
-
совместные усилия семьи и ДОО в оказании помощи и поддержки ребенку;
-
уважение и понимание между родителями и педагогами, систематическое обсуждение вопросов воспитания, обучения и
развития ребенка;
-
проявление терпимости и деликатности в общении с ребенком;
-
воспитание у детей уважения и доверия к взрослым (родителям, педагогу,
близким людям).
Родители являются первыми педагогами ребенка. Одной из функций детского
сада является оказание консультативно-методической помощи родителям в
воспитании и обучении детей.
На сегодняшний день в ДОО осуществляется интеграция общественного и
семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
-
с семьями воспитанников;
-
с родителями детей, не посещающих
дошкольное образовательное учреждение.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят,
чтобы их детей не только готовили к школе,
но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки
общения, выявляли и развивали способности и др. Однако без партнерского
взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно.
Все формы с родителями подразделяются на
-коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
-традиционные и нетрадиционные.
Коллективные
(массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОО
(группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них
подразумевают участие и детей.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями
воспитанников.
Наглядно-информационные -
играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьей,
которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными.
Это
формы работы проверенные временем. Их классификация, структура, содержание,
эффективность описаны во многих научных и методических источниках. К таким
формам можно отнести педагогическое просвещение родителей. Осуществляется оно в
двух направлениях:
- внутри детского сада проводится работа с родителями воспитанников данного ДОО;
- работа с родителями за пределами ДОО. Ее цель – охватить подавляющее
большинство родителей дошкольников независимо от того, посещают их дети детский
сад или нет.
Особой популярностью, как
у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они
направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их
внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят
его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Т.В. Кротова предлагает следующую классификацию нетрадиционных форм
взаимодействия с родителями:
-Информационно-аналитические
-Познавательные
-Досуговые
-Наглядно-информационные (информационно-ознакомительные, просветительские)
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день
продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они
призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, а, значит,
способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях
семьи.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
- Общее родительское собрание ДОО. Его цель - координация действий
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам
образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников
- Педагогический совет с участием родителей. Целью данной формы работы с
семьей является привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания
детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей.
-Родительская конференция - одна из форм повышения педагогической культуры
родителей Ценность этого вида работы в
том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность.
- Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы,
интересующие родителей
-«Заочные» консультации - родители задают разнообразные вопросы, о которых
не желают говорить вслух.
- Педагогический консилиум. В состав консилиума можно включить
воспитателя, заведующую, заместителя заведующего по основной деятельности,
педагога-психолог, учителя логопед, старшую медсестру, членов родительского
комитета. На консилиуме обсуждается воспитательный потенциал семьи, ее
материальное положение и статус ребенка в семье.
- Групповые собрания родителей—
это форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и
методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и
семьи (обсуждаются проблемы жизнедеятельности группы)..
- «Круглый стол»- В нетрадиционной обстановке с обязательным
участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания
-Родительский совет (комитет) группы -то группа родителей,
которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать администрации ДОО.
- Открытые занятия с детьми в ДОО для родителей, где родителей
знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОО. -.
- «Дни открытых дверей» дают родителям
возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в
общение и деятельность детей и педагогов.
- Клубы для родителей - данная
форма общения предполагает установление между педагогами и родителями
доверительных отношений.
Досуговые формы
взаимодействия с родителями.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые
неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более
доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем педагогам проще
налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Такие
формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными, только если воспитатели
уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия, а
установление неформальных доверительных отношений с родителями не является
основной целью общения.
К досуговым формам взаимодействия с родителями относят:
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты,
соревнования).
- Выставки работ родителей и детей, семейные
вернисажи.
- Совместные походы и экскурсии.
- Благотворительный акции.
- Кружки и секции;
-Домашние гостиные;
- Работа театральной труппы дети –
родители (совместная постановка спектаклей);
-Музыкальные и литературные салоны;
- Коллекционирование и т.д.
Наглядно-информационные формы взаимодействия с
родителями:
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления
родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях
дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов,
пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть
деятельность воспитателя. К ним относят:
-видеофрагменты
организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
-фотографии
-выставки детских работ
-стенды, ширмы, папки-передвижки
Информационно-аналитические
формы организации взаимодействия с родителями - Анкетирование.
Основной задачей информационно-аналитических форм
организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование
данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей,
наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку,
запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической
информации.
Письменные формы
взаимодействия с родителями:
- Брошюры - помогают родителям
узнать о детском саде.
- Пособия содержат
подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в
течение всего года.
- Бюллетень- можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать
семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.
Степень эффективности сотрудничества обусловлена:
·
положительной установкой взаимодействующих сторон на совместную работу,
осознанием ее целей и личностной заинтересованностью;
·
совместным планированием, организацией и оценкой результатов образовательного
процесса; свободой выбора участников деятельности.
Укрепление и развитие тесной связи и
взаимодействия различных социальных институтов (детский сад, семья,
общественность) обеспечивает благоприятные условия жизни и воспитания обучения
ребенка, развития его личности.
Наиболее полезный и эффективный стиль воспитания в обобщенной форме может
быть сформулирован как
сочетание тёплого эмоционального
отношения к детям (моральная поддержка, преобладание поощрительных воздействий
над запретами и наказаниями) с чётко определёнными правилами поведения, в
пределах которых предоставляется достаточный контроль для личной инициативы.
В основе взаимодействия детского сада и семьи
лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности,
совместное планирование предстоящей работы, совместное распределение сил,
средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями
каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и
прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Мы понимаем, что чем лучше знают и понимают партнеры друг
друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных
и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о
совместных действиях.
Инициаторами установления сотрудничества являются педагоги, поскольку они
профессионально подготовлены к образовательной работе, а, следовательно,
понимают, что ее успешность зависит от согласованности и преемственности в
воспитании и обучении детей.
Педагог сознает, что такое сотрудничество в интересах ребенка и что в этом
необходимо убедить родителей.
Инициатива в установлении взаимодействия с семьей и квалифицированная
реализация задач этого взаимодействия определяют нашу направляющую роль в
семейном воспитании.
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является
организация нашей совместной деятельности, в которой родители - не пассивные
наблюдатели, а активные участники образовательного процесса, т.е. включение
родителей в деятельность детского сада.
Под включением родителей в деятельность по реализации целей и задач
ООП-ОПДО понимается их участие в:
- стратегическом,
тактическом, оперативном планировании на всех уровнях: организационных форм
обучения, развития детей в совместной и самостоятельной деятельности;
- согласовании
программ (образовательной, программы развития), планов совместной работы;
организации образовательного процесса;
- создании
творческих групп, которые активно делятся собственным опытом, собственными
достижениями;
- организации
современной развивающей среды в группах и на территории дошкольного учреждения;
- привлечении
родителей к оценке и контролю (общественная экспертиза) за качеством
образовательного процесса.
Признаками сотрудничества с семьей по реализации ООП-ОПДО образования
являются:
·
осознание цели деятельности каждым участником образовательного процесса;
·
личный контакт между участниками процесса с обменом информацией, взаимной
помощью, самоконтролем;
·
положительные межличностные отношения;
·
включение родителей и педагогов в общественные формы обсуждения и решения
проблем в организации образовательного процесса, в том числе через сайт ДОО.
Подходы к взаимодействию с родителями по реализации ООП-ОПДО:
1.
Родители рассматриваются, как важный фактор в улучшении перспектив развития
детей.
2.
Родители не только не мешают и не препятствуют работе педагогов, а
наоборот, могут способствовать быстрым успехам, могут овладеть новыми навыками,
руководствуясь сильным желанием помочь своим детям.
3.
Родители имеют право на информированность и обращение к педагогам детского
сада за советами с тем, чтобы эффективнее влиять на развитие своих детей.
4.
Родители при соответствующих условиях могут быть субъектами организации,
планирования и развития образовательной системы ДОО.
В основе совместной деятельности семьи и ДОО по реализации ООП-ОПДО заложены следующие
принципы:
1.
Родители и педагоги являются партнерами в воспитании и
обучении детей.
2.
Единство в понимании педагогами и родителями ценностно-целевых ориентиров,
задач, средств, условий, результата развития ребенка.
3.
Помощь, поддержка, уважение и доверие к ребенку со стороны педагогов и
родителей.
4.
Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей педагогического
коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в
совместной работе с детьми.
5.
Постоянный анализ (с использованием общественной экспертизы) промежуточных
и «конечных» результатов образовательного процесса (образования ребенка), с
целью обеспечения успешности ребенка на каждом возрастном этапе развития.
Взаимодействие педагогов ДОО и семьи в ходе реализации ООП-ОПДО выстраивается по
следующим направлениям:
·
вовлечение родителей в планово-прогностическую, организационную,
экспертно-аналитическую деятельность;
·
организация психолого-педагогического, нормативно-правового просвещения родителей;
·
практическая помощь семье в воспитании ребенка;
·
использование в практической деятельности позитивного опыта общественного и
семейного воспитания;
·
разработка тематического оформления образовательного учреждения по работе с
семьей;
·
активизация педагогического самообразования родителей;
·
расширение сферы дополнительного образования и досуговых услуг.
Показатели степени включения родителей в деятельность по реализации
ООП-ОПДО
1. Сформированность представлений родителей о сфере педагогической
деятельности, т.е. наличие представлений:
·
о нормативно-правовой базе системы дошкольного образования;
·
о возрастных и психологических особенностях развития ребенка дошкольного
возраста;
·
о педагогической деятельности в целом;
·
о специфике работы с детьми дошкольного возраста;
·
об адекватных средствах и условиях развития ребенка;
·
об особенностях образовательного процесса в детском саду;
·
о предполагаемых и реальных результатах развития детей дошкольного
возраста.
2. Владение необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками
воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
3. Степень проявления интереса к активному включению в планирование,
организацию и оценку результатов образовательного процесса.
4. Удовлетворенность образовательными услугами.
Родители владеют необходимыми знаниями, практическими умениями и навыками
воспитания и обучения детей дошкольного возраста; активно включаются в
планирование, организацию и оценку результатов образовательного процесса;
удовлетворены образовательными услугами.
29.05.2023
Просмотров всего: , сегодня: