01.10.2021
С
каждым днем в нашу жизнь входят все новые и новые высокотехнологичные
инновационные технологии. В связи с чем, наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом
персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах.
По
словам Президента РФ В. В. Путина,
инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул:
«В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется
усиление технической подготовки кадров».
Ознакомление детей с техническими устройствами, оборудованием является предварительной профориентационной работой, которую, с учетом современных требований, стоит начинать уже с дошкольного возраста. Поэтому так важно знакомить дошкольников с техническими игрушками, ведь они отражают действительно высокий уровень развития современной техники.
Материал
Чтобы привить воспитанникам интерес к технике, сформировать у них элементарный объем знаний о ней, обогатить игры соответствующими пособиями, отражающими механизм действия машин и деталей, расширяющих технический кругозор детей. Для этого мы определили систему образовательной деятельности. Так, с декабря 2020 года, наш детский сад является инновационной площадкой по теме: «Внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования "От Фрёбеля до робота". В рамках реализации данной программы, в нашем учреждении разработали и реализовали проект технической направленности: «Транспорт вокруг нас» с применением конструктора Lego edukation «Юный машинист».
Цель проекта: Создать условия для изучения детьми различных видов транспорта и средствах передвижения.
Задачи проекта:
1) Закреплять знания детей о том, что человек делает много нужных вещей, придумывает «умные машины»;
2) Формировать у дошкольников знания о строении и физике работы машин;
3) Способствовать формированию самостоятельной сюжетно-ролевой игры возникновению желания играть с копиями машин и сооружений инфраструктуры транспортной сети (мосты, шлагбаумы и .т.д.)
Таким образом, для реализации проекта мы определили систему деятельности, включающие следующие компоненты: проведение дидактических игр, знакомящих детей с видами транспорта, использование загадок о транспорте, чтение художественных произведений на производственную тематику, сопровождающуюся демонстрацией игрушек, организацию подгрупповых игр-занятий по сборке транспорта, обыгрывание детьми созданных построек транспорта и инфраструктуры транспортной сети. Данный проект реализовывался с детьми 5-6 лет.
Этапы реализации проекта:
На первом этапе педагоги проводили игры, знакомящие детей с городским транспортом.
«Путешествие по городу» (словесная игра с демонстрацией различных видов транспорта). Ее цель – знакомить детей с различными видами транспорта, на котором может передвигаться человек, учить детей классифицировать транспорт (троллейбус-наземный, самолет - воздушный и.т.д.).
На втором этапе педагоги проводили игры, знакомящие детей с сельскохозяйственной техникой. Игра (настольно-печатная) «Кто, что делает» - расширять знания детей о сельскохозяйственном транспорте (тракторы, комбайны). Также использовали настольно-печатные игры «Подбери машины для работы», «Что машина рассказывает о себе», «Кто больше назовет машин и расскажет о них». Формирование у дошкольников знаний о технике способствует возникновению желания играть с копиями машин.
На занятиях перед творческими играми, при проведении дидактических игр мы использовали загадки о видах транспорта. Главная цель – напомнить, какая игрушка необходима для реализации игровых замыслов, ее функциональные особенности, специфика предназначения и действий.
С целью расширения знаний ребят о технике, углубления интереса к ней мы использовали чтение художественной литературы, с обязательной демонстрацией видов транспорта, собранного из конструктора Lego.
На третьем этапе проводились групповые занятия в виде игр по конструированию транспорта и сооружений инфраструктуры транспортной сети (шлагбаумы, железнодорожное полотно, мосты и.т.д.).
Работа с конструктором Lego duplo -Транспорт.
Первый блок занятий. Конструирование сооружений инфраструктуры транспортной сети. Цель: обучать конструированию простейших сооружений. Оборудование: конструктор, модель, игрушка, фото, рисунок, презентация «Проектирование железнодорожных путей»
Второй блок занятий. Конструирование моделей транспорта. Цель: расширять представление о машинах, помогающих человеку в работе. Обучать конструированию простой машины (транспортной машины). Оборудование: конструктор, модель, фото, презентация «Специальные автомобили».
Третий блок занятий. Конструирование несколько видов транспорта. Цель: сконструировать машины и объединить их в композиции (автомобили – автопарк, самолеты-аэродром, поезда, вагоны, - депо и.т.д)
Работа с конструктором, имеющим подвижные соединения частей и деталей Lego edukation «Юный машинист».
Четвертый блок занятий. Цель: изготовить машины и сооружения транспортной инфраструктуры, дать знания детям о строении и физике работы машин и сооружений.
Заключение
В результате проведенных занятий дети стали интересоваться играми на производственную тематику, с удовольствием «чинили» технику входе игры. Игрушки тематически оформлялись в «депо», «речной порт», «аэропорт» и т.д. У детей обогащались знания о транспорте, формировались умения по самостоятельному изготовлению транспорта и сооружений транспортной инфраструктуры. Одной из любимых стала игра «Эльмаш вагон-завод». В ней обыгрывались цех сборки вагонов, их упаковка, транспортировка и эксплуатация.
В результате проекта, дети познакомились с внешним видом и конструкцией различного вида транспорта, с состоянием механизмов, на которых построена работа транспорта и сооружений транспортной инфраструктуры. Игры способствовали развитию у детей активности, глазомера, быстрой реакции. Дети проявляли творческую инициативу в процессе самостоятельного создания конструкций, игры способствовали расширению технического кругозора детей, что в конечном итоге и формирует у детей доступное, осознанное и обобщенное отражение инженерной действительности.