1 Содержание № Раздел Страницы 1 Пояснительная записка 3 2 Актуальность образовательной программы 3 3 Цели программы 4 4 Задачи программы 4 5 Основные принципы построения дошкольного 6 дополнительного образования по английскому языку 6 Виды и формы работы с дошкольниками 8 7 Структура занятий дополнительного образования по 10 английскому языку 8 Содержание курса первого этапа обучения (5-6 лет). 11 9 Перспективное планирование занятий в старшей группе 12 10 Содержание курса второго этапа обучения (6-7 лет) 13 11 Перспективное планирование занятий в подготовительной 15 группе 12 Условия реализации образовательной программы 17 13 Планируемые результаты освоения дополнительной 21 образовательной программы 14 Список литературы 24 15 Приложение 1 25 16 Приложение 2 31 2 1. Пояснительная записка Настоящая программа обучения дошкольников английскому языку, предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада, составлена на основе: - программы обучения английскому языку в дошкольном образовательном учреждении «First steps in English» Л.Ф. Ивановой; - программы обучения дошкольников английскому языку М.В. Штайнепрайс. 2. Актуальность программы обуславливается спецификой организационных и психолого-педагогических условий обучения иностранному языку в дошкольном образовательном учреждении. Предлагаемая программа обучения английскому языку «ПУТЕШЕСТВИЕ В АНГЛИЙСКИЙ» предназначена для дошкольников 5 -7 лет и учитывает психофизиологические особенности детей этого возраста. Наиболее важными представляются следующие: 1. Восприятие предметов и явлений осуществляется посредством разных органов чувств, но предметы и явления воспринимаются в основном целостно; тем не менее, процессы сенсорного ознакомления с предметами совершенствуются. 2. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Характерной особенностью внимания остается выбор внешне привлекательных, ярких предметов. Сосредоточенность внимания зависит от устойчивости и сохранения интереса к воспринимаемым объектам. Отсюда так важен выбор наглядности в работе с дошкольниками, доступность, яркость, оригинальность материалов. 3. Речь дошкольников является в основном интуитивной и диалогической. Многие основополагающие речевые умения и навыки им еще 3 недоступны. Вследствие этого детям трудно выстроить усложненные логические цепочки, заменять слова в однотипных фразах, воспринимать фразу как набор лексических единиц и т.д. Это необходимо учитывать при обучении английскому языку. 4. В дошкольном возрасте процесс познания отличается своеобразием: он происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, необходимо способствовать её дальнейшему развитию. 3. Цели: 1) раскрытие и использование природных способностей ребенка к раннему восприятию языковых навыков и речевых образцов; 2) общее развитие ребенка; 3) формирование элементарных навыков общения на иностранном языке, доступных данному возрасту 4) ввести детей в мир культуры страны изучаемого языка, соотнести ее с родной культурой; 5) пробудить интерес детей к новому языку и общению на этом языке; 4. Задачи: Образовательные 1. Формирование языковой догадки посредством различных видов текстов: стихов, считалок, песен, диалогов. 2. Формирование навыка восприятия иностранной речи на слух посредством упражнений на аудирование и произношение. 3. Стимулирование к бессознательному запоминанию грамматических правил. 4. ознакомить детей с английскими звуками и лексикой согласно 4 тематическому планированию; формировать и закреплять навык коротких монологических и диалогических высказываний по теме; 5. учить воспринимать на слух небольшие речевые фрагменты; Развивающие 1. Развитие моторики учащихся через такие виды деятельности, как составление пазлов, раскрашивание и рисование. 2. Развитие зрительной памяти через составление картинок. 3. Развитие навыков логического мышления через отбор слов по определенным темам. 4. Формирование способности ребенка оценивать различные явления, высказывать свою точку зрения. 5. развивать память, мышление, внимание, восприятие, эмоциональность, активность, самостоятельность, коммуникативность. 6. обучить английским песням с знакомой лексикой; Воспитательные 1. Развитие социальных навыков, таких как умение слушать друг друга, толерантность к чужим ошибкам, терпение. 2. Воспитание умения сопереживать. 3. Воспитание навыков работе в коллективе через решение общей задачи. Необходимость разработки авторской программы продиктована отсутствием программы для дошкольников с 5-летнего возраста, а также целесообразностью распределения большего количества тем в пределах одного года обучения и повторения в дальнейшем с добавлением в небольшом 5 объеме нового материала. Программа составлена из расчета 1 занятие в неделю по 25 мин в старшей группе и 1 занятие в неделю по 30 мин в подготовительной группе с учетом возрастных особенностей детей. Раннее обучение их в детском саду позволяет заложить прочную базу иностранного языка, использовать природные способности дошкольников к восприятию языка, что обеспечивает в последующем успешное освоение курса английского языка в школе. 5. Основные принципы построения дошкольного дополнительного образования по английскому языку В соответствии с ФГОС ДО дополнительного образования по английскому языку строится на основе следующих принципов: - воспитание и развитие детей посредством данного предмета невозможно без практического овладения языком, то основным принципом обучения иностранного языка является принцип комплексной реализации целей-развивающей, воспитательной, практической и образовательной. - результатом обучения детей иностранному языку является формирование у них навыков и умений пользования языком (реальность языка), как средством общения, то следующим принципом является принцип коммуникативной направленности. Его основная функция состоит в создании условий коммуникативности: мотивов, целей и задач обучения. Коммуникативная направленность определяет отбор в организации языкового материала, его ситуативную обусловленность, ценность как речевых, так и языковых тренировочных упражнений, коммуникативную формулировку учебных задач, а так же организацию и структуру занятий. Этот принцип предполагает создание условий для речемыслительной активности детей в каждый момент обучения. 6 - принцип опоры на родной язык - является также важнейшим в обучении. Поскольку у детей не велик еще опыт коллективного общения, и он учится общению не только на английском языке, но и общению вообще необходима опора на осознанные детьми образцы общения на родном языке. К родному языку рекомендуется прибегать при введении новой лексики, при анализе занятия с детьми (нач. этап), диалоги (перевод шепотом), при объяснении игр и т.д. - принцип коллективно-индивидуального взаимодействия заключается в реализации способностей каждого ребенка, через коллективные формы обучения, которые служат для возможности самовыражения в рамках решения общей, коллективной задачи. В ходе занятий с дошкольниками следует учитывать следующие принципы работы: 1) обязательное использование всевозможных средств поощрения как вербальных, так и материальных; 2) формирование у детей положительного образа педагога, что повышает рефлексивные способности ребенка; 3) лимитирование речи педагога на родном языке до 5-10%, и, как следствие, доведение речи детей на английском языке до 90 %; 4) системное введение лексики по схеме: первое занятие – 4 слова, второе занятие – закрепление, последующие занятия – активизация с использованием речевых конструкций плюс 3-4 слова; 5) учет особенностей кратковременной памяти детей на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия; 6) предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе; 7 6. Виды и формы работы с дошкольниками Акцент в программе сделан на изучении слов. Они вводятся по темам и постоянно повторяются, чтобы дать возможность детям их запомнить. Изучаются ключевые фразы на уровне, который дети в состоянии понимать и в конечном итоге произнести. Сначала их проговаривает педагог, и дети учатся давать односложный ответ до тех пор, пока их уверенность не окрепнет и они смогут произносить более длинные фразы и предложения. Для маленьких детей самый интересный предмет для разговора - это они сами. Поэтому используется каждая возможность, чтобы изучаемый материал соотносился с их жизнью, они запоминают слова, которые обозначают окружающие их предметы и выражают реальные чувства. Например, когда разговор идет о еде, то дети получают возможность сказать, что им нравится и что не нравится. Детям трудно сконцентрироваться на какой-то деятельности надолго, поэтому происходит чередование упражнений. Каждое занятие включает в себя по меньшей мере одно, связанное с движением. Почти все стихи и песни сопровождаются различными действиями. Дети способны к быстрому запоминанию, но так же быстро забывают. Поэтому на каждом занятии происходит повторение пройденного материала. Регулярно проводятся занятия, целью которых является обзор изученного на нескольких предыдущих занятиях. Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, их общекультурное развитие. Основными видами деятельности дошкольников являются: - игра; - общение с взрослыми и сверстниками; 8 - экспериментирование; - познавательно-исследовательская деятельность; - изобразительная деятельность; - художественно-театральная деятельность. Все эти виды деятельности занимают ключевое место в программе. Учитывая их, выделяются основные приемы работы на занятиях английским языком: - имитация; - использование игр; - создание ярких запоминающих образов. Педагог создает визуальные, музыкальные, пластические, слуховые, художественные образы, пользуется невербальными средствами обучения: картинками, игрушками, плакатами, постерами, видео- и аудиоматериалами, предметами. Соответственно, будут использованы разнообразные типы познавательной деятельности: визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая) и кинестетическая (на основе мышечных ощущений). Перечисленные ниже виды работ соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям дошкольников. 1. Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование. 2. Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки. 3. Работа с картинкой: описание, детализация, диалог, игры, сравнение. 4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок: конкурс чтецов, разножанровая декламация, соревнования в командах и парах. 5. Разучивание песен: конкурс исполнителей, караоке, командный турнир, инсценировка. 9 6. Драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес: пальчиковый театр, маски, костюмированные шоу, концерт для показа родителям и сверстникам. 7. Подвижные игры: игры с мячом, «цепочка» с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении. 8. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды. 9. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты. 10. Воспроизведение ситуативных диалогов. 11. Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием. 12. Изучение букв и звуков: штриховка букв, рисунки слов на заданные буквы или звуки, аудио курс по отработке букв и звуков. 7. Структура занятий дополнительного образования по английскому языку 1. Приветствие. 2. Фонетическая зарядка. 3. Повторение лексического материала. 4. Разминка (подвижные игры, физкультминутка). 5. Дыхательная гимнастика. 6. Активизация пройденного и введение нового материала. 7. Разучивание стихов и рифмовок. 8. Закрепление материала. 9. Итог и анализ занятия. 10 8. Содержание курса первого этапа обучения (5-6 лет) Темы и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни стремительны и разнообразны. Для того, чтобы создать адекватные этому развитию условия, педагог имеет возможность индивидуально определить для первого этапа обучения английскому языку объем и содержание обучения английскому языку соответственно уровню умственного развития дошкольника, темпу усвоения материала, особенностей психологических процессов. Тематика курса включает в себя темы: 1. Приветствие, знакомство. 2. Цвета. 3. Мои любимцы. 4. Мои игрушки. 5. Счёт 1-6. 6. Это я! 7. Моя семья. 8. Мой дом. Выбор тем обусловлен возрастными интересами детей и способствует повышению мотивации обучения английскому языку. Старшая группа детского сада: Количество занятий в неделю - 1. Длительность одного занятия - 25 минут. Количество занятий в год – 36 9. Перспективное планирование занятий в старшей группе 11 М Тема Е с я ц С GreetingЕ introduction Н Т Я Б Р Ь О К Т Я Б Р Ь Н О Я Б Р Ь Д Е К А Б Р Ь Я Н В А Р Грамматические конструкции Лексика Good morning/afternoon/ Where do you live? I live in …. Where are you from? I’m from Tatarstan. What is your name? My name is… What is your surname? My surname is… It is a … Is it a ….? Yes, it is/ No, it is not. I, yes, no, name, Songs: hello, bye, thank Good morning. you, hi, good bye, good morning, good afternoon. Count 1-6 What is the number? It is… How old are you? I’m … One, two, three, Songs:10 little four, five, six fingers Poems: Five fat sausages. Games: Let’s count. Colors What color is it? It is… Yellow, blue, Songs: green, red, black, Hello, yellow! Games: white. Play colors What is in basket? My pets My family Cat, dog, mouse, wolf, rabbit, pig, bear, cow, crocodile, fox, cock, frog, hen. Mother, father, Have you got a…? brother, Yes, I have/No, I sister, grandmother, haven’t. grandfather. 12 Материал для аудирования, говорения, пения и танцев. Songs: Teddy bear Poems: Pussy cat Games: Little frog Songs: Happy family Games: Memory game my Ь Ф Here I’m Е В Р А Л Ь М My house А Р Т Who’s this? What’s this? head, eyes, mouth, Songs: ears, nose, knees, Head and shoulders toes, shoulders. What’s this? It’s a house. A house, a window, a room, a door, a floor, a ceiling, a bed, a chair, a table. Games: “Name the objects” Songs: “This is a floor!”, “See them walk” Ball, doll, car, Songs: Let’s play teddy bear, toys. I have got a … А My toys I haven’t got a … П Р Е Л Ь М Повторение пройденного материала за весь год. Инсценировка сказки на А английском языке (по выбору преподавателя). Й 10. Содержание курса второго этапа обучения (6-7 лет) Темы и содержание развития ребенка в первые 7 лет его жизни стремительны и разнообразны. Для того, чтобы создать адекватные этому развитию условия, учитель имеет возможность индивидуально определить для второго этапа обучения английскому языку объем и содержание обучения английскому языку соответственно уровню умственного развития дошкольника, темпу усвоения материала, особенностей психологических процессов. Тематика курса включает в себя темы: 1. Приветствие, знакомство . 2. Цвета. 3. Мои любимцы. 13 4. Мои игрушки. 5. Счёт 1-12 6. Еда. 7. Моя семья. 8. Фрукты. 9. Овощи. 10. Времена года. 11. Глаголы движения. Выбор тем обусловлен возрастными интересами детей и способствует повышению мотивации обучения английскому языку. Подготовительная группа детского сада: Количество занятий в неделю - 1. Длительность одного занятия - 30 минут. Количество занятий в год – 36. 14 11. Перспективное планирование занятий в подготовительной группе М Е с я ц С Е Н Т Я Б Р Ь Тема Грамматические конструкции GreetingGood introduction. morning/afternoon/e vening/night Where do you live? I live in …. Where are you from? I’m from Tatarstan. How are you? I’m fine, thank you! See you later/ next day I’m Marat. My/his/her name is.. My/his/her surname is.. Count 1-12 What is the number? It is… How old are you? I’m … О My pets К Т Я Б Р Ь Н My family О Я Б Лексика Материал для аудирования, говорения, пения и танцев. I, yes, no, name, hello, bye, thank you, hi, nice to see you, good-bye, welcome. He, she, we, name, surname. Songs: Good morning. What is your name? Happy birthday to you Games: Hello, everyone. One, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten, eleven, twelve Songs:10 little fingers Poems: Five fat sausages. Games: Let’s count. Songs: Let’s play together Songs: Teddy bear Poems: Pussy cat Games: Little frog It is a … Cat, dog, mouse, Is it a ….? Yes, it is/ wolf, rabbit, hare, No, it is not. lion, tiger, Monkey, pig, bear, cow, crocodile, fox, horse, cock, frog, hen, sheep, parrot, duck, goose. Have you got a…? Mother, father, sister, Songs: Yes, I have/No, I brother, grandmother, Happy family haven’t. grandfather, baby, Games: Who is it? boy, girl. 15 Р Ь Memory game/ What is it? Can you…? Yes, I can. No, I can not. What color is it? It is… What season is it? What is the weather? It’s raining. It’s snowing. It’s sunny. It’s windy. Fly, run, jump, swim, dance, sing, skip, play, sleep. Yellow, blue, green, red, black, brown, grey, pink, orange, violet, white. Winter, spring, autumn, summer… Butterfly, sun, cloud, wind, rain, snow, moon, rainbow. “I’m going forward…” Я Fruits Н В А Р Ь Ф Vegetables Е В Р А Л Ь I like… I don’t like… Do you like …? apple, banana, grapes, cherry, pineapple, orange, lemon, melon, watermelon, apricot, plum, tangerine. Cabbage, corn, carrot, radish, beet, onion, garlic, cucumber, potato, tomato. Songs: Apples and bananas Games: What is it? М Food а р т I like… Do you like…? I don’t like… Songs: Apples and bananas Games: What is in my basket? А My toys П Р Е Л Ь I have got a … I haven’t got a … Tea, coffee, water, milk, porridge, soup, cheese, fish, cake, sweets, salad, meat, ice-cream, butter, eggs, sausage, honey, salt, pizza, chocolate… Ball, doll, car, teddy bear, toys, skipping rope, top, block, bicycle, helicopter, balloon, plane Verbs Д Colors/ Е Seasons К А Б Р Ь I like… I don’t like… Do you like …? 16 Songs: Hello, yellow! Spring is green! Games: Play colors What is in my basket? Songs: 1 potato, 2 potatoes, 3… Games: What is it? Songs: Let’s play together М Повторение пройденного материала за весь год. Инсценировка А английской сказки (по выбору преподавателя) Й 12. Условия реализации образовательной программы В 5 лет ролевая игра продолжает занимать ведущее место. Развивается эмоциональность ребенка и его социализация, появляется готовность детей сотрудничать друг с другом. Формируется образное мышление, пика достигает формирование сказочного мышления, развивается воображение. Дети учатся управлять своими чувствами. Особенно хорошо в этом возрасте запоминается рифмованная речь. Главную роль на занятиях желательно отводить рифмовкам со зрительной опорой и игровым ситуациям. Дети учатся играть по правилам и преодолевать агрессивность, становятся более внимательными и заботливыми, сотрудничают с другими детьми. Продолжает формироваться образное мышление, поэтому следует активно применять картинки во время занятий. Логическое мышление еще не сформировано. Появляются вопросы о происхождении. С 5 лет ребенок начинает сам объяснять некоторые стороны действительности, ему свойствен анимизм. Нужно давать простые и прямые ответы на вопросы детей. В игре педагог должен учить детей преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. В 5 лет за словом ребенок мысленно видит вещь, открывает, что каждое слово имеет свое значение, которое может замещать вещь. Появляется самоактуализация (для девочек - привлекательность, для мальчиков эффективность). Ребенок утверждается преимуществами перед другими. Появляется уверенность в себе. Ребенок 6 лет не умеет проигрывать. Он болезненно переносит осознание того, что он может быть неумелым и плохим, поэтому педагогу нужно стараться создавать на каждом занятии ситуацию успеха. Детям 6 лет трудно удерживать длинные программы действий, выполнять многошаговые инструкции, в связи с этим педагогу следует давать короткие и ясные 17 инструкции и только после их выполнения переходить к следующим. Шестилетки импульсивны и часто не могут прогнозировать результат. Педагог должен быть готов на месте сориентироваться в непредвиденной ситуации. У детей этого возраста слабая мускулатура, им сложно сохранить одну позу в течение 15 мин. Необходимо чередовать виды деятельности и использовать песни с движениями и подвижные игры. Дети учатся играть по правилам. Нужно прививать шестилеткам навыки социального общения, ослаблять агрессивность и поощрять внимательное отношение к переживаниям других. "Насыщенность образовательной среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами, изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей... 18 Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Педагогу рекомендуется использовать: - диски с записью песен и стихов носителями языка; - рифмовки (для наиболее быстрого запоминания лексики и повышения мотивации); 19 - загадки, игры, забавные ситуации (для развития эмоциональности детей); - наглядность (для лучшего восприятия и запоминания лексики). - учебные видеоролики с изученной лексикой и структурами. Наглядный материал и оборудование: игрушки, тематические картинки, муляжи, счеты, доска, буквы (для подготовительной группы), СD проигрыватель, диски с песнями, ноутбук, учебные видеоролики. Результаты реализации дополнительной образовательной программы Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (высокий разброс вариантов развития ребенка, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. В соответствии с ФГОС освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. "Целевые ориентиры программы 20 выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования). Изучение иностранного языка будет способствовать формированию коммуникативной культуры дошкольников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций. В результате изучения английского языка дошкольники приобретут элементарную коммуникативную компетенцию, т.е. способность и готовность общаться с носителями языка с учетом их речевых возможностей и потребностей в устной (говорение и аудирование) форме. В процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом английского языка у дошкольников будут развиваться речевые, интеллектуальные и познавательные способности, личностные качества, внимание, мышление, память и воображение, дети приобретут дружелюбное отношение к представителям других стран. 13. Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы 1. освоение элементарных правил культуры поведения и общения; 2. дошкольник начинает делать выводы об особенностях правил поведения и вежливости в других странах; 3. развитие навыков понимания элементарных языковых явлений, умения сопоставлять целостные языковые конструкции; 4. развитие языковой памяти - фотографической, графической, словесной; 21 5. развитие всех компонентов устной речи дошкольника (лексическая сторона, грамматический строй, произносительная сторона речи, связная речь) в различных формах и видах детской деятельности; 6. формирование способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, благодаря участию в различной игровой деятельности; 7. формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе с помощью изучения иностранного языка. Дошкольник должен понимать стоящую перед ним задачу, осознавать игровые правила: соблюдать очередность, учитывать запрещающие сигналы и знаки, не произносить запретные олова, контролировать себя, добиваться выигрыша. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности Диалогическая форма. Уметь вести: - этикетные мини-диалоги в типичных ситуациях бытового общения; - диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него); - диалог-побуждение к действию. Монологическая форма. Уметь пользоваться: - основными коммуникативными типами речи: описание, сообщение, рассказ, характеристика (персонажей). Аудирование. Воспринимать на слух и понимать: 22 - речь педагога и одногруппников в процессе общения на занятии; - небольшие доступные речевые фрагменты в аудиозаписи и учебных видеороликах, построенные на изученном языковом материале. - загадки-описания (Угадай кто это). - команды-побуждения к действию. Группа Монол Диалог Аудирование огиическая ческая речь речь Этикет Творческое применение Усвоение Старшая Восприятие на фраз речевого Инсценирование слух 3-4 этикета (3-4 фразы) песен, стихов, разыгрывание высказываний сценок 5-6 5-6 реплик Восприятие на Усвоение подготовит фраз Инсценирование репли ельная слух 5-6 речевого этикета (4- песен, к разыгрывание высказываний 5 фраз) сценок (загадки, описания) 2-3 3-4 репли реплики ки 23 14. Список литературы 1. Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Сборник игр для детей 6-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с. 2. Иностранные языки в школе, 2006-2011, НМЖМ. 3. Иванова Л.Ф. Программа обучения английскому языку в дошкольном образовательном учреждении «First steps in English» / Л.Ф. Иванова.- Казань: ТАИ, 2011. – 44 с. 4. Ошкина Г., Сәлимуллина Р. Мин инглиз телен өйрәнәм (5-7 яшьлек балалар өчен кулланма-дәреслек). – Казан: “Ак барс”нәшрият йорты” ҖЧҖ, 2010.- 64 б. 5. Суханова О.Н. Английский язык. Советы по организации занятий с дошкольниками: пособие для педагогов, воспитателей и родителей; уровень 2. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с. 6. Штайнепрайс М.В. Английский язык и дошкольник. Программа обучения дошколь. английскому языку. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 160 с. 7. Maam.ru 8. https://edu.tatar.ru 9. nsportal.ru 10. doshkolnik.ru 24 Приложение 1 Договорки Color Учить цвета я стала Цвет по-английски … color. У меня сомнений нет Красный цвет конечно … red. Облизнувшись кошка съела Желток желтый. Желтый … yellow. Я тону, иду ко дну Синий цвет конечно … blue. Очень черный негр Джек, Черный по-английски … black. Коричневое платье купила эту фрау, Мы знаем очень точно, коричневое … brown. Ох, не спелый мандарин. Он зеленый, просто … green. Мышонок серый, убегай быстрей! Серый по-английски … grey. Мышка – … mouse, кошка – … cat Белый … white, а черный … black. Розовые розы падают на ринг. Цвет красивый розовый, по-английски … pink. Золотистый цвет – он модный. 25 Золотистый просто - … golden. Цвет серебряный, красивый. По-английски просто … silver. Темный, темный наш чердак. Темный по-английски dark. Светлый тон, запоминай: Светлый по-английски … light. Чудо-краска цвета беж. Бежевый – иначе beige. Уверен, ты запомнишь: Оранжевый цвет… orange. В ярко-красных кедах топал. Ярко-красный – значит … purple. Голубоватый цвет ты любишь? Голубоватый - значит bluish. Body Если зеркало тебе я дам, то лицо свое, Ты … face, увидишь там. Много боли, много бед И страдает моя … head. Друг мой, ты запоминай! Глаз мы называем … eye. «Нельзя показывать язык!» Все повторяют вам. Нельзя показывать язык, Язык иначе … tongue. Уши у меня большие Ухо по-английски … ear. К губе моей пушок прилип, 26 Губу мы называем … lip. Не стану с вами спорить, Лоб по-английски … forehead. При любой погоде Закаляю тело … body. От плеча до кисти сам, Руку называю … arm. Руку протянул мне friend. Кисть руки назвали … hand. Я люблю отличный бег, Ногу все назвали … leg. Футбол. Все за мячом бегут. Ступню мы называем … foot. Палец я сломал на ринге, Палец по-английски … finger. Запомнить я легко сумел, Что ноготь по-английски … nail. Что же? Что же ты молчишь? Чищу зубы. Зубы … teeth. Брился быстро: вжик-вжик, И поранил щеку … cheek. Ну что без шеи человек? Шея по-английски … neck. Для орденов уже нет мест, Грудь по-английски будет … chest. Заболело горло, мне уколы колют, По-английски горло называют … throat. В колене ногу ты согни Колено по-английски … knee. Сердце громко застучало как набат, Сердце по-английски называем … heart. Кровь донорская это клад, Кровь по-английски будет … blood. Family Ты не ленись, а повтори: Семья иначе … family. Father, mother, sister, brother, uncle, aunt, daughter, son, Всех родных я перечислил, я всю … family назвал. Она мечтает быть артисткой 27 Моя сестренка – моя … sister. Мой брат разбил сегодня вазу Мой брат – малыш, Мой братик - … brother. Дядя Скрудж поехал в банк, Дядю называю … uncle. Тетя! А теперь твой фант! Тетя по-английски … aunt. Дочку как вы назовете? Дочка по-английски … daughter. Мой сынок испортил кран. Сын, сынишка значит … son Запомнить трудно разве? Муж по-английски … husband. Вяжет мужу теплый шарф Его жена, его … wife. Родня в России у меня Сказал знакомый финн. А по-английски, например, Родню назвали …kin. Ты проводи знакомых вниз, Знакомые иначе … kith. Ко мне пришел друг на обед Друг по-английски просто … friend. Племянника, племянницу Я от души люблю, Племянника, племянницу Мы называем … nephew. Animals Думал и запоминал: Животное … an animal. Мишка косолапый ходит еле-еле. Мишка, медвежонок по-английски … bear. Стреляли в волка: пиф и пуф! Волк по-английски … wolf. Рыжий-рыжий чудо флокс! Рыжая лисичка … fox. Дед траву граблями грабит. Хочет есть наш кролик … rabbit. Прыгнула из грядки, прямо на порог, 28 Зеленая красавица, по-английски … frog. По деревьям кто-то прыгал. Оказалась белка … squirrel. Средь зверей интеллигент, Слон, слоненок … elephant. Очень ножки тонки, У ослика … donkey. Так забавны и ловки Обезьянки … monkey. Трудный вам задам вопрос: «Как назвали лошадь?» … horse. Легко запоминаю, Корова значит … caw. Свинья есть хочет каждый миг, Свинью мы называем … pig. Курица известна всем, По-английски она … hen. Целый день все кряк да кряк, Как назвали утку? … duck. Даже Диккенс, даже Диккенс, Называл цыпляток … chickens. Ой, утонет! Это так? Называй утенка … duck. Запоминайте эти строки: Индюшка по-английски … turkey. Гусей я до сих пор боюсь. Гусь по-английски просто … goose. Кот мой съел вчера омлет, Он воришка, этот … cat. Крыса в доме. Ужас! Бред! Крыса по-английски … rat Numerals Вот пришел к нам первый гость. Первый по-английски ... first. Второе открытие века, Второе, второй - это ... second. Третий раз звенит звонок. Третий по-английски ... third. Совсем один ты бродишь там. Один, одна - иначе ... one. Две изюминки во рту. По-английски двойка ... two. 29 Скорей иди сюда! смотри: У кошки три котенка - three. У машины колесо, Их всего четыре ... four. Никогда не забывай, Что пятерка это ... five. В примере неизвестен х. Шесть по-английски будет ... six. Молод я и зелен. Семь лет мне - значит ... seven. Моей сестренке восемь лет. А восемь по-английски ... eight. Девять - ты запоминай По-английски просто ... nine. Уже пошел десятый день. Десять по-английски ... ten. 30 Приложение 2 Рифмовки 1 4 Pussy-cat, Pussy-cat Look left and right Where have you been? The sun is bright I have been to Mother It's early spring To see my dear brother I want to sing. 2 Have a look! 5 This is Kate. One potato, She can ski, two potatoes, She can skate. three potatoes, four. Five potatoes, 3 six potatoes, This is my father seven potatoes more This is my mother Bad one. This is my brother Paul 6 This is my sister Red and yellow, blue and green, This is my uncle Blue and green, blue and green, How I love them all. Red and yellow, blue and green, 31 Black and white and brown And with it too I eat my food Orange, purple, pink and grey, 9 Pink and grey, pink and grey, Flowers here, Orange, purple, pink and grey, Flowers there, Black and white and brown Flowers growing 7 Everywhere. That is your mother, I agree, she is fine. 10 You love your mother, I have a father. And I love mine! I have a mother. 8 I have a sister. It’s me. I have two legs I have a brother. With which I walk. Father, mother, sister, brother- I have a tongue Hand in hand with one anothe With which I talk, 3