Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 181 620017 Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 34, Тел. (343) 300-19-59, mdou181@eduekb.ru Аннотация к общеразвивающей программе познавательно технической направленности направленности студии развития «Маленький гений» Программа студии развития «Маленький гений » дополнительного образования детей дошкольного возраста представлена как дополнительная общеразвивающая программа познавательно-технической направленности студии развития «Маленький гений» (далее Программа), определяет содержание и организацию образовательной деятельности студии развития «Маленький гений» а также является программным документом, утвержденным организацией и помогающим педагогу организовать образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Программа разработана в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным актами ДОУ регулирующими его деятельность: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Конвенция ООН о правах ребенка. 3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25 ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.). 4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26) 5. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ от 29.08.2013г. 6. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденные научно-методическим советом по дополнительному образованию детей Министерства образования и науки РФ от 03.06.2003г. 7. Устав МАДОУ детский сад № 181 утвержденный распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 1118/46/36 от 18.05.2016 г.; 8. Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад № 181. Нормативно-правовую основу для разработки Программы составляют: • Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»; • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. No 1155); • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва); • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. No 1014); • Устав МАДОУ детский сад № 181 утвержденный распоряжением Управления образования Администрации города Екатеринбурга № 1118/46/36 от 18.05.2016 г.; • Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного образования МАДОУ детский сад № 181. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает в себя: 1. Пояснительная записка: цели и задачи Программы; принципы и подходы к ее формированию; значимые для разработки программы характеристики (индивидуальные и возрастные характеристики особенностей развития детей). 2. Планируемые результаты освоения Программы. Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Цель программы: Развитие логического мышления, речь и смекалку у детей, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста. Задачи программы: Развивающие: Развитие логического мышления ребёнка. Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников, развитие памяти, внимания, творческого воображения. Образовательные: Активизировать познавательный интерес; Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия). Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.) Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи, формировать индивидуальные творческие способности личности. Воспитательные: Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы в коллективе. Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции. Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми). Принципы и подходы к реализации рабочей программы Основные принципы: Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования); возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; -тематический принцип построения образовательного процесса. учета совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; ип учета возраста и ведущего вида деятельности, соответствующего возрасту предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников. Рабочая программа выстраивается на следующих научно обоснованных подходах: 1) Культурно-исторический подход. В рамках этого подхода развитие определяется как «…процесс формирования человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях» (Л.С.Выготский). 2) Личностный подход. В основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребёнка, изменение структуры направленности его поведения. В рамках этого подхода ведущая роль отводится личностному развитию, а не интеллектуальному и физическому. 3) Деятельностный подход. В рамках данного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются (перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования. 4) Гендерный подход. При осуществлении Педагогно-образовательного процесса учитывается гендерная специфика развития детей дошкольного возраста. Все методологические подходы взаимосвязаны. Порядок построения образовательного процесса по Программе с учетом возрастных особенностей детей Возраст от 2 до 4 лет. Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к педагогу, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него. Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами. В 3 года воображение только начинает развиваться. Возраст от 4 до 5 лет. Дети продолжают проигрывать действия с предметами, но теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствуют реальной действительности. Развивается моторика дошкольников. К 5 годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего малыша. Возраст от 5 до 6 лет. Более совершенной становится крупная моторика. К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не 9 существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут выступать карточки или рисунки). Возрасте от 6 до 7 лет. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например, цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от скорости их передвижения). Планируемые результаты освоения программы Ожидаемый результат: Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы: Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением Желание заниматься математической деятельностью. Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности. Умение детей работать в парах, микрогруппах; Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости. Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов: 1. Развитие внимания 2. Развитие памяти. 3. Развитие восприятия. 4. Развитие воображения. 5. Развитие мышления. Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников. Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала на каждом этапе реализации программы. Критерии оценки усвоения программы: Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе. Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах. Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май). Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий ( конец года). Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности воспитанников группы. В содержательный раздел входит описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы: особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. В содержании данного раздела комплексно представлено содержание образовательной деятельности по программе. Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности. Занятия кружка составлены по принципу «от простого к сложному» и построены с использованием ребусов, красочных иллюстраций, индивидуальных заданий, мультимедийного сопровождения. Предполагается не только развитие эрудиции дошкольника, но и создание условий для стимулирования творческого мышления, развития речи. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Занимательная математика. ( Анализ – синтез. Систематизация) развитие логического мышления и основных мыслительных операций; развитие математических способностей и склонностей; подготовка ребенка к школе; учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, совершенствовать ориентировку в пространстве. развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки; Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей. Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках .нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Развивающие игры. (Сравнение. Классификация. Ограничение.) Развитие познавательных процессов ,мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление и сообразительность. учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета, развивать мелкую моторику, умения ориентироваться на плоскости, формирование умений в учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими. Игры и упражнения: Работа с пазлами различной сложности, палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур и т.д. Логические задачи , лабиринты, головоломки. (Умозаключения. Обобщение.) Развивать самостоятельность, активность, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления. формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать. учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей. Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.д, «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п., исключение четвертого лишнего. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Организация работы по программе Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы. Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех дошкольников Занятие в форме путешествия. Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность. Занятие в форме беседы. Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения. При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно – познавательной линий. Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или путешествия. Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Третий раздел Программы - Организационный содержит: 1. Учебный план, модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ, календарный учебный график, календарно-тематическое планирование 2. Работа с семьями воспитанников. 3. Особенности организации предметно-пространственной среды, которая представляет собой специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)