Аннотация к общеразвивающей программе социально-педагогической направленности студии развития «Грамотейка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 181
620017 Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 34,
Тел. (343) 300-19-59, mdou181@eduekb.ru

Аннотация к общеразвивающей программе социально-педагогической
направленности студии развития «Грамотейка»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
студии развития «Грамотейка» дополнительного образования детей дошкольного возраста
(далее Программа), определяет содержание и организацию образовательной деятельности
студии развития «Грамотейка» а также является программным документом,
утвержденным организацией и помогающим педагогу организовать образовательный
процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством,
нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным
актами ДОУ регулирующими его деятельность:
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Конвенция ООН о правах ребенка.
3.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25
ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.).
4.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН
2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26)
5.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерством образования и науки РФ от 29.08.2013г.
6.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей, утвержденные научно-методическим советом по
дополнительному образованию детей Министерства образования и науки РФ от
03.06.2003г.
7. Устав МАДОУ детский сад № 181 утвержденный распоряжением Управления
образования Администрации города Екатеринбурга № 1118/46/36 от 18.05.2016 г.;
8. Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования МАДОУ детский сад № 181.
Нормативно-правовую основу для разработки Программы составляют:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. No 1155);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15 мая 2013 г. N 26 г. Москва);

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. No
1014);
• Устав МАДОУ детский сад № 181 утвержденный распоряжением Управления
образования Администрации города Екатеринбурга № 1118/46/36 от 18.05.2016 г.;
• Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования МАДОУ детский сад № 181.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел включает в себя:
1. Пояснительная записка: цели и задачи Программы; принципы и подходы к ее
формированию; значимые для разработки программы характеристики (индивидуальные и
возрастные характеристики особенностей развития детей).
2. Планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.
Цель программы:
Создание условий для подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте и
обучению чтению.
Задачи:
Обучающие:
Учить чтению поэтапно.
Формирование интереса к процессу обучения
Усвоение единиц языка : звук, слог, слово, предложение
Развитие звуковой культуры речи.
Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.
Учить ребенка выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).
Развивающие:
Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
Обогащение словарного запаса детей
Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи. Воспитывать культуру речи.
Развитие умений говорить и слушать других людей.
Принципы и подходы к реализации рабочей программы
Основные принципы:

Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой
практике дошкольного образования);

возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей;
-тематический принцип построения образовательного процесса.
учета совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования;
ип учета возраста и ведущего вида деятельности, соответствующего возрасту предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра;
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие
качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
Рабочая программа выстраивается на следующих научно обоснованных
подходах:
1) Культурно-исторический подход.
В рамках этого подхода развитие определяется как «…процесс формирования
человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых
качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом
развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»
(Л.С.Выготский).
2) Личностный подход.
В основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребёнка,
изменение структуры направленности его поведения. В рамках этого подхода ведущая
роль отводится личностному развитию, а не интеллектуальному и физическому.
3) Деятельностный подход.
В рамках данного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как
движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая
деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются
(перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
4) Гендерный подход.
При осуществлении Педагогно-образовательного процесса учитывается гендерная
специфика развития детей дошкольного возраста.
Все методологические подходы взаимосвязаны.
Порядок построения образовательного процесса по Программе с учетом
возрастных особенностей детей
3-4 года
На четвертом году жизни у детей заметно улучшается произношение, речь становится более
отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения:
названия игрушек, посуды, одежды, мебели. Шире используют, кроме существительных и
глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки
монологической речи. В речи преобладают простые, но уже распространенные
предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют,

но очень редко. Инициатива к общению все чаще и чаще исходит от ребенка.
Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленить в слове звуки, но они легко
подмечают неточности звучания слов в речи сверстников.
4-5 лет
К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у
большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится
чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают
вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.
Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры
(пятилетние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10 и более слов) часто
являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети
начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие
знакомого звука в словах.
5-6 лет
К концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он
правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова,
имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется
многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и
точнее становятся его высказывания. У ребенка шестого года жизни совершенствуется
связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание
небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем
которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть
содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.
6-7 лет
К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением
слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном
грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения,
согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы;
свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях,
пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть
содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает
возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным
материалом.
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемый результат:
Группа
Достижения (чем овладевают дети)
Средняя группа 1. Интонационное выделение одного звука в слове.
2. Различение акустическое (на слух) твёрдых и мягких согласных
звуков.
3. Называние слов на заданный звук.
4. Моделирование слогового состава 1-3-сложного слова.
Развитие произвольности движений – управление своими руками и
пальцами.
звуковым
анализом
слов, построение
модели
Старшая группа 1. Овладение
пятизвукового состава слова.

2. Овладение умением различать гласные и согласные, мягкие и
твёрдые звуки.
3. Овладение умением вычленять словесное ударение.
4. Способность называть слова на заданный звук.
5. Точное обведение предмета по нанесённому контуру.
6. Штриховка предмета внутри его контура.
5. Дорисовывание фигуры.
1. Овладение умением анализировать предложение и графически
Подготовительная
записывать его.
к школе группа
2. Овладение составлением предложений из букв.
3. Овладение умением сравнивать слово по звуковым конструкциям и
подобрать слова к заданной модели.
4. Овладение чтением.
5. Составление букв из элементов.
6. Правильное расположение буквы в пространстве.
7. правильное взаиморасположение элементов буквы.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности воспитанников группы.
В содержательный раздел входит описание вариативных форм, способов, методов и
средств реализации программы: особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы,
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В содержании данного раздела комплексно представлено содержание
образовательной деятельности по о
Подготовке детей к обучению грамоте и к обучению чтению.
Подготовка к обучению грамоте включает:
• сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным,
чётким произношением звуков;
•сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и
дифференцировать звуки родного языка;
• готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т. е. умение
выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных
слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
• знакомство детей с терминами: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласные,
согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие; формирование умения работать со схемой
слова, владеть навыками слогового чтения.
Подготовка к обучению чтению
В подготовке детей к чтению важно развивать фонематическую сторону речи.
Определять протяженность слов (измерять слоговую структуру слов хлопками, шагами).
Можно вводить термин «слог» и делать графическую запись слогового деления.
Необходимо продолжать интонационное выделение заданных звуков в словах, подбирать
слова на определенные звуки, вычленять первый звук в слове.
Умение выделять звуки в словах помогает детям анализировать звуковой состав
слов. А это уже первая ступень обучения грамоте и предупреждение в дальнейшем

пропуска букв при письме. Вводить термин «гласный звук» и его обозначение красными
фишками, затем термин «согласный звук» с его делением на «согласный твердый звук» и
«согласный мягкий звук» и с обозначением их синими и зелеными
фишками (сигналами) соответственно. С помощью дидактического материала (фишки,
сигналы, схемы) дети могут строить условно-символические модели различной
сложности, что делает звуковой анализ материализованным и вполне доступным детям
данного возраста.
Формировать графические умения (готовить руку дошкольника к письму). К этому
возрасту дошкольники уже могут произвольно управлять кистями и пальцами рук.
Графические умения хорошо формируются в процессе специальных упражнений и
конструирования различных предметов по аналогии, словесному образцу, памяти,
замыслу. В ходе упражнений дети цветными карандашами выполняют обводку контуров
предметов, штриховку и т. п.
Третий раздел Программы - Организационный содержит:
1. Учебный план, модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ, календарный
учебный график, календарно-тематическое планирование
2. Работа с семьями воспитанников.
3. Особенности организации предметно-пространственной среды, которая представляет
собой специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой
понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно
насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании,
общении, труде, физическом и духовном развитии в целом

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».