Аннотация к общеразвивающей программе познавательно технической направленности направленности студии развития «Маленький гений»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№ 181
620017 Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Корепина, 34,
Тел. (343) 300-19-59, mdou181@eduekb.ru

Аннотация к общеразвивающей программе познавательно технической
направленности направленности студии развития «Маленький гений»
Программа студии развития «Маленький гений » дополнительного
образования
детей дошкольного возраста представлена как дополнительная общеразвивающая
программа познавательно-технической направленности студии развития «Маленький
гений» (далее Программа), определяет содержание и организацию образовательной
деятельности студии развития «Маленький гений» а также является программным
документом, утвержденным организацией и помогающим педагогу организовать
образовательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Программа разработана в соответствии с действующим законодательством,
нормативными правовыми актами федерального, регионального уровня, локальным
актами ДОУ регулирующими его деятельность:
1.
Конституция Российской Федерации.
2.
Конвенция ООН о правах ребенка.
3.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-фз "Об образовании в
Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от: 7 мая, 7 июня, 2, 23 июля, 25
ноября 2013 г., 3 февраля, 5, 27 мая, 4, 28 июня 2014 г.).
4.
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН
2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 № 26)
5.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам,
утвержденный
приказом
Министерством образования и науки РФ от 29.08.2013г.
6.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей, утвержденные научно-методическим советом по
дополнительному образованию детей Министерства образования и науки РФ от
03.06.2003г.
7. Устав МАДОУ детский сад № 181 утвержденный распоряжением Управления
образования Администрации города Екатеринбурга № 1118/46/36 от 18.05.2016 г.;
8. Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования МАДОУ детский сад № 181.
Нормативно-правовую основу для разработки Программы составляют:
• Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273 – ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. No 1155);
• СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
15 мая 2013 г. N 26 г. Москва);

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. No
1014);
• Устав МАДОУ детский сад № 181 утвержденный распоряжением Управления
образования Администрации города Екатеринбурга № 1118/46/36 от 18.05.2016 г.;
• Основная общеобразовательная программа - образовательная программа дошкольного
образования МАДОУ детский сад № 181.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и
организационный.
Целевой раздел включает в себя:
1. Пояснительная записка: цели и задачи Программы; принципы и подходы к ее
формированию; значимые для разработки программы характеристики (индивидуальные и
возрастные характеристики особенностей развития детей).
2. Планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров.
Цель программы:
Развитие логического мышления, речь и смекалку у детей, умения мыслить
самостоятельно,
аргументировать
свои
высказывания,
строить
простейшие
умозаключения, расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного
возраста.
Задачи программы:
Развивающие:
Развитие логического мышления ребёнка.
Развитие познавательных способностей и мыслительных операций у дошкольников,
развитие памяти, внимания, творческого воображения.
Образовательные:
Активизировать познавательный интерес;
Формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия).
Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять
результат своих действий и т.д.)
Ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи,
умение вычленять её части, решать и составлять задачи, формировать индивидуальные
творческие способности личности.
Воспитательные:
Воспитание у детей интереса к занимательной математике, формирование умения работы
в коллективе. Воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции.
Воспитывать умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий,
взаимоотношения с окружающими (сверстниками и взрослыми).
Принципы и подходы к реализации рабочей программы
Основные принципы:

Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной

педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой
практике дошкольного образования);
возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных
областей;
-тематический принцип построения образовательного процесса.
учета совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной
деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой
дошкольного образования;
ип учета возраста и ведущего вида деятельности, соответствующего возрасту предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра;
образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие
качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
Рабочая программа выстраивается на следующих научно обоснованных
подходах:
1) Культурно-исторический подход.
В рамках этого подхода развитие определяется как «…процесс формирования
человека или личности, совершающийся путём возникновения на каждой ступени новых
качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом
развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»
(Л.С.Выготский).
2) Личностный подход.
В основе развития лежит, прежде всего, эволюция поведения и интересов ребёнка,
изменение структуры направленности его поведения. В рамках этого подхода ведущая
роль отводится личностному развитию, а не интеллектуальному и физическому.
3) Деятельностный подход.
В рамках данного подхода деятельность наравне с обучением рассматривается как
движущая сила психического развития. В каждом возрасте существует своя ведущая
деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются
(перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования.
4) Гендерный подход.
При осуществлении Педагогно-образовательного процесса учитывается гендерная
специфика развития детей дошкольного возраста.
Все методологические подходы взаимосвязаны.
Порядок построения образовательного процесса по Программе с учетом
возрастных особенностей детей
Возраст от 2 до 4 лет.
Эмоциональное
развитие
ребенка
этого
возраста
характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким,
привязанность к педагогу, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам.
Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника,

помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти
чувства неустойчивы. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном
развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны.
Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей
действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями
возраста, с другой, его непосредственным опытом. Внимание детей четвертого года
жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно
малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится
достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него. Память
трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу
путем непосредственного действия с предметами. В 3 года воображение только
начинает
развиваться.
Возраст от 4 до 5 лет.
Дети
продолжают
проигрывать
действия
с
предметами,
но
теперь внешняя последовательность этих действий уже соответствуют реальной
действительности. Развивается моторика дошкольников. К 5 годам дети, как правило,
уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и
отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и
искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте
постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. Во
многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех
случаях ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот
объект. К 5 годам внимание становится все более устойчивым в отличие от трехлетнего
малыша.
Возраст от 5 до 6 лет.
Более
совершенной
становится
крупная
моторика.
К
5
годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем,
которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и
экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов еще более
расширяются и углубляются. Внимание детей становится более устойчивым и
произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в
течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен
действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не 9
существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания детьми уже
могут использоваться несложные приемы и средства (в качестве «подсказки» могут
выступать
карточки
или
рисунки).
Возрасте от 6 до 7 лет.
Продолжается
дальнейшее
развитие
моторики
ребенка,
наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются
представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. В
возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме,
цвете, величине предметов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается
устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости
детей. Упорядочивание предметов дети могут осуществлять уже не только по
убыванию или возрастанию наглядного признака предмета или явления (например,

цвета или величины), но и какого-либо скрытого, непосредственно не наблюдаемого
признака (например, упорядочивание изображений видов транспорта, в зависимости от
скорости их передвижения).
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемый результат:
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы
окружающей действительности.
Умение детей работать в парах, микрогруппах;
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь
при необходимости.
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической
диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных
следующих процессов:
1. Развитие внимания
2. Развитие памяти.
3. Развитие восприятия.
4. Развитие воображения.
5. Развитие мышления.
Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень
развития познавательных процессов дошкольников.
Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение
первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения
программного материала на каждом этапе реализации программы.
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень:
Ребенок владеет основными логическими операциями.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным
признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам.
Свободно оперирует обобщающими понятиями.
Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая
между ними связь.
Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать.
Может при помощи суждений делать умозаключения.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он
наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы.
Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень:
Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение,
классификация, систематизация.
Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их
существенные признаки.

Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном
распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями.
Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого
справляется с заданиями.
Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный
рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет
достаточный словарный запас.
Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив.
Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, май).
Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в
форме итоговых игровых занятий ( конец года).
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы,
обеспечивающее полноценное развитие личности воспитанников группы.
В содержательный раздел входит описание вариативных форм, способов, методов и
средств реализации программы: особенности образовательной деятельности разных видов
и культурных практик, способы и направления поддержки детской инициативы,
особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В содержании данного раздела комплексно представлено содержание
образовательной деятельности по программе.
Содержание программы ориентировано на развитие мотивационной сферы,
интеллектуальных и творческих способностей и качеств личности.
Занятия кружка составлены по принципу «от простого к сложному» и построены с
использованием
ребусов,
красочных
иллюстраций,
индивидуальных
заданий, мультимедийного
сопровождения. Предполагается
не
только развитие
эрудиции дошкольника, но и создание условий для стимулирования творческого
мышления, развития речи. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как
изучать.
Занимательная математика.
( Анализ – синтез. Систематизация)
развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
развитие математических способностей и склонностей;
подготовка ребенка к школе;
учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным
признакам; развивать внимание,
совершенствовать ориентировку в пространстве.
развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и
действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация,
обобщение;
учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать
обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий,
низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование

понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках
.нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)).
Развивающие игры.
(Сравнение. Классификация. Ограничение.)
Развитие познавательных процессов ,мыслительной активности (анализ, сравнение,
классификация, обобщение), логическое мышление и сообразительность.
учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно
соединять в единое целое части предмета, развивать мелкую моторику, умения
ориентироваться на плоскости, формирование умений в
учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление
обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Игры и упражнения: Работа с пазлами различной сложности, палочками Кюизенера,
блоками Дьенеша, выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур и
т.д.
Логические задачи , лабиринты, головоломки.
(Умозаключения. Обобщение.)
Развивать самостоятельность, активность, упражнять в решение простых задач на
сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать
психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие
способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах,
пространственную ориентировку.
учить выявлять закономерности;
расширять словарный запас детей;
учить рассказывать по картинке, пересказывать.
учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам.
Развивать наблюдательность детей.
Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Игры и
упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку).
Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической
последовательности на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда,
транспорт, овощи, фрукты и т.д, «обведи одной линией только красные флажки», «найди
все некруглые предметы» и т.п., исключение четвертого лишнего. Дополнение картинки
(подбери заплатку, дорисуй карман к платью).
Организация работы по программе
Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы.
Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование
материала нескольких тем. Существует множество способов предоставить детям
возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины,
понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с
предложенной ситуацией.
Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств,
развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми,
познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной
малышам форме.

Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы, причём среди
них обязательно есть такие, которые доступны для всех дошкольников
Занятие в форме путешествия.
Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения
к другому.
Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной
страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы),
направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на
плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма
занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать
интерес детей, стимулировать активность.
Занятие в форме беседы.
Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей
между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности
ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный
материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями,
впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого
занятия дети учатся диалогу.
Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения,
аргументировать высказывания, формирует культуру общения.
При организации занятий важно педагогически оправданное сочетание сюжетной,
игровой и учебно – познавательной линий.
Нельзя увлекаться одной формой организации занятий, например, занятия – игра или
путешествия.
Вместе с тем, в какой бы форме не проходило занятие, важно научить ребенка
преодолевать трудности, не бояться ошибок, стремиться рассуждать и находить
самостоятельный путь решения познавательных задач, эти умения пригодятся ему не
только на уроках математики, но и в повседневной жизни.
Третий раздел Программы - Организационный содержит:
1. Учебный план, модель организации деятельности взрослых и детей в ДОУ, календарный
учебный график, календарно-тематическое планирование
2. Работа с семьями воспитанников.
3. Особенности организации предметно-пространственной среды, которая представляет
собой специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного
проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой
понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно
насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании,
общении, труде, физическом и духовном развитии в целом

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».